Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда.

С. Есенин

Что мы знаем о наличниках?
Всего несколько лет назад никто не задумывался о такой архитектурной детали деревянных домов, как наличники. Между тем, наличники (обрамление оконного или даже дверного проёма) являются не только ярким примером прикладного творчества мастеров из народа последних трех столетий, но и отражением истории России, а также проявлением народного сознания и верований.
Согласно Толковому словарю В. Даля, «наличник» происходит от слов лик, лицевать, наличный, лицевой, передний и обозначает «накладное украшенье на лицо предмета, строенья или утвари, накладная планка в виде рамы, вокруг дверей и окон».
До середины 17 века наличник в деревянном доме был только как функциональный элемент. Он закрывал щели между оконной рамой и стеной, поэтому первые модели наличников — это обычные дощечки. В то время у деревянных зданий окна были маленькие, и их затягивали бычьим пузырем или слюдой. В избах окон вообще могло не быть для сохранения тепла внутри строения.
В конце концов наличники появились на рубеже XVII-XVIII веков сразу по нескольким причинам:
  • Открытие первых стекольных заводов в России и появление листового стекла;
  • Появление мастеров-корабелов, которые создавали русский флот и передавали местным жителям свои навыки;
  • Развитие инструментов для обработки дерева и подорожание тесанных досок;
  • Зарубежная тенденция украшений каменных окон, которую русские мастера переняли и адаптировали под более доступное дерево.
Считается, что первые наличники появились в Поволжье благодаря богатым лесам и мощной водной артерии рядом. Соответственно, мастера-корабелы тоже были рядом. Постепенно мода распространилась по всей стране и ко второй половине XIX века украсить окно деревянным кружевом было практически обязательным пунктом при оформлении дома.
Оседлость людей того времени не позволяла поддчерпнуть идеи дальше своей деревни, или хотя бы соседнего населенного пункта. Возможно, именно поэтому, сейчас мы можем наблюдать как в разных городах и селах (даже в одной области) наличники имеют разные характерные черты.
Мастера вдохновлялись храмами, господскими домами и казенными зданиями, а также, мировоззрением и эстетическими понятиями народа.
Деревянное зодчество, как губка впитало и воплотило в своих элементах и древние языческие символы (солнце, земля, вода, животные, растения), и детали архитектурных стилей (классицизм, барокко, модерн), и советскую символику в XX веке, и тенденции, и традиции разных артелей и мастеров.
Далее я попыталась составить краткие исторические справки по некоторым домам с наличниками из выпускаемых сувениров. Информация взята из открытых источников. Некоторые фото также взяты из открытых источников (спасибо людям, которые их когда-то сделали), т.к. часть домов сейчас просто не сохранилась или сильно пострала от пожаров, времени, либо к ним просто не подступиться.
Надеюсь на ваше понимание!

Дом купца Толмачева и домик садовника

(начало XX века)

Объект культурного наследия регионального значения
г.Тамбов, ул. Гоголя, 5 (3а?)

Семья Толмачевых — разветвленный род тамбовских предпринимателей и общественных деятелей XVIII — нач. XX в.
Дом построен в 1905-1906 гг. и принадлежал купцу Степану Федоровичу Толмачеву (? – 1917). Вместе с братом Александром Федоровичем (1857 – после 1917) владели крупными усадьбами на Гимназической (Коммунальной) и Большой (Советской) улицах, производили и продавали хлебобулочные и кондитерские изделия, гласные городской думы, члены многих общественных организаций, благотворители.
Дом и наличник, скорее всего, исполнены в стиле модерна.
Объект культурного наследия регионального значения.
г. Тамбов, ул. Кронштадтская, 15.
Дом постройки начала XX в.

Принадлежал священнослужителям Сево(а)стьяновым. Глава рода Матвей Севастьянов был настоятелем Воскресенского и Покровского соборов, законноучителем церковно-приходской школы. Его сын, Александр Матвеевич, был настоятелем Покровской церкви, преподавателем первого духовного училища, председателем Епархиального комитета.
Деревянный двухэтажный дом принадлежит именно Александру. (фото 1916 года. 9.06.2024 дом существенно пострадал от пожара).



Дом Савостьяновых
Фото от 6.11.2015 https://marina-klimkova.livejournal.com/596619.html
Объект культурного наследия регионального значения

ТАМБОВ. Ленинградская, 41.
Памятник градостроительства и архитектуры
пОСТРОЕН В xix ВЕКЕ.

Улица Ленинградская начала застраиваться в конце xviii в. В то время она ИМЕНОВАЛАСЬ "Семинарская". В 1918 году по улицу переименовали в Петроградскую, а чуть позже - в Ленинградскую.
Совсем скоро здесь появится информация о следующих домах и наличниках
Made on
Tilda